Этот сайт использует файлы cookies для улучшения функционала. Продолжая просмотр сайта, Вы соглашаетесь на использование нами cookies.

Статьи / полезное

Возраст не помеха!
03.02.2015
Возраст не помеха!

ИЛОВАЙСКАЯ Ю. В.

Необходимость выучить немецкий язык может возникнуть в самом разном возрасте: и в 3 года, и в 80 лет. Считается, что детям овладеть немецким языком значительно проще, чем взрослым людям, тем более, людям пожилого возраста. Это действительно так. Наши юные ученики в возрасте трех-пяти лет «играючи» осваивают немецкий язык и к моменту выезда в немецкоязычные страны оказываются хорошо подготовленными к интеграции в немецкоязычную среду, будь то немецкий детский сад или австрийская школа. Для людей в возрасте, который сегодня называют «пожилым возрастом», «третьим возрастом», возрастом «50+», требование сдать экзамен, пусть даже самый простой — уровня А1, и необходимость снова сесть за парту кажутся порой непреодолимым препятствием к осуществлению намеченных планов (выезд в Германию или Австрию с получением гражданства или вида на жительство, воссоединение с семьей, покупка недвижимости, открытие бизнеса в немецкоязычных странах и т.п.)

Хочу сразу рассеять опасения: выучить немецкий язык и сдать экзамен уровня А1 может каждый независимо от возраста. Это не голословное утверждение, а доказанный нейробиологами факт, который подтверждается и нашим опытом преподавания. Мы давно и успешно работаем со слушателями самого разного возраста, и все наши ученики в возрасте «60+» и даже «70+» отлично справляются с поставленной задачей.

Многие страхи, связанные с изучением иностранного языка в зрелом и пожилом возрасте, ничем не обоснованы и базируются на предубеждениях. Рассмотрим некоторые из них.

«У меня не получится — я уже не в том возрасте»

В нашем обществе все еще бытует мнение, что учить иностранный язык — прерогатива молодежи, что люди среднего возраста, а, тем более, пожилые неспособны эффективно учиться, и что это занятие не для них. Однако еще в 1984 году американский исследователь K. W. Schaie заявил, что ослабление интеллектуальной деятельности с возрастом эмпирически не доказано. Новейшие исследования головного мозга показывают, что такое важное свойство нервной системы как пластичность, благодаря которой происходит восприятие новой информации и приобретение новых навыков, сохраняется у человека до глубокой старости. III Изменения деятельности головного мозга с возрастом неизбежны, но жизненный опыт, уже приобретенные навыки и умения позволяют компенсировать последствия негативных изменений и учиться до преклонного возраста. Не возраст является основополагающим фактором для успешного изучения иностранного языка, а мотивация, форма обучения, уровень образования и опыт изучения иностранных языков.IIIТак что Ваш возраст — это возраст, в котором можно и нужно приступить к изучению немецкого языка.

«Попаду в группу, где молодежь учится быстрее и лучше меня. Буду самым медленным и неуспевающим учеником»

Как говорилось выше, на результативность обучения влияют самые разные факторы, не только возраст. «80-летний человек, который постоянно что-то учил, может учиться лучше, чем немотивированный 30-летний, который прекратил учебу в 18 лет».IV Как показывает наш опыт, из слушателей возраста «50+» получаются исключительно хорошие ученики: они правильно планируют свой процесс обучения, тщательно выполняют домашние задания, прислушиваются к рекомендациям преподавателя и используют наработанные годами способы освоения нового материала. К изучению немецкого языка они подходят крайне ответственно и, поставив перед собой цель, добиваются ее.

Конечно, с возрастом наступают изменения, которые следует учитывать как учителю, так и ученику. С 60-ти лет может замедляться реакция, хуже становится оперативная и краткосрочная память, на когнитивную обработку новой информации требуется, как правило, больше времени, появляются проблемы со зрением и восприятием на слух. Однако эти процессы могут компенсироваться другим: умением быстрее выстраивать логические связи, быстрее узнавать взаимосвязь отдельных элементов, применять собственные проверенные на практике решения, использовать полученные знания из других областей. Нехватка времени не должна становиться стрессовым фактором; на уроке преподаватель учитывает возможности каждого обучаемого в группе, дает соответствующие задания и выделяет для них нужное время. Но даже если Вы что-то не успели на уроке — не беда: ведь Вы сможете вернуться к этому еще раз и при необходимости разобраться с этим материалом при помощи преподавателя.

«Я привык учиться „по старинке“, а на курсах какие-то новые и непонятные мне методы»

С развитием коммуникативного метода обучения поменялись и принципы проведения урока, некоторые из которых могут казаться слушателям в возрасте «50+» непонятными, сложными и в принципе ненужными. К ним относятся, например, ведение урока исключительно на немецком языке, отказ от перевода с немецкого на русский и функциональный подход к грамматике, исключающий на первоначальном этапе обучения подробное объяснение правил. Однако, опасения, что Вы что-то не поймете и не усвоите на уроке, напрасны. Задача преподавателя сделать обучение максимально эффективным, а не просто слепо следовать принципам. Объяснение грамматики на уровнях А1-А2 происходит, как правило, на русском языке, в случае необходимости преподаватель поможет перевести непонятное на русский язык. Все, что Вы делаете на уроке, является частью продуманного методического концепта и ведет Вас к намеченной цели, поэтому постарайтесь придерживаться рекомендаций преподавателя!

«В моем возрасте — и опять учиться: опять сесть за парту, опять делать ошибки и выслушивать замечания учителя»

Для того чтобы начать изучать иностранный язык, требуется мужество. С возрастом готовность идти на риск и экспериментировать уменьшается, зато растет потребность в определенности и устойчивости. Страх сделать ошибку и выглядеть «глупо» естественен и усугубляется с возрастом. Связано это с уменьшением количества дофамина — вещества, вырабатываемого в головном мозге. Следует помнить, что курсы это не школа. Изучение иностранного языка сегодня — увлекательный и интересный процесс, это общение, это замечательное занятие на досуге, позволяющее, кстати, поддерживать работоспособность головного мозга в хорошей форме.

В заключение несколько практических советов, которые могут пригодиться слушателям в возрасте «...+»:

  1. Если цель — сдача экзамена, приступайте к изучению языка заблаговременно. Нехватка времени — всегда стресс, учиться лучше в спокойной обстановке, зная, что у Вас есть несколько месяцев в запасе.V
  2. С возрастом становится труднее сосредоточиться, ухудшается оперативная память. Учите язык регулярно небольшими порциями, делайте перерывы, повторяйте как можно чаще. Выделите на выполнение домашних заданий и на повторение уже пройденного материала достаточно времени.
  3. Особое внимание уделите аудированию. С возрастом ухудшается восприятие на слух. На уроках Вы слушаете большое количество аудиозаписей, но, если этого недостаточно, преподаватель порекомендует Вам дополнительное пособие. Дома обязательно занимайтесь фонетикой — нужные упражнения и диск с аудиозаписями есть в Вашем учебнике.
  4. Откажитесь от перфекционизмаVI: ошибки допустимы и являются составной частью учебного процесса. Даже если Вы собираетесь сдавать международный экзамен, 100%-результат не требуется. Что важно для успешной сдачи, в какой части экзамена что нужно учитывать — об этом преподаватель Вам расскажет в процессе подготовки и тренировки экзаменационных заданий.
  5. Используйте собственный опыт: как Вам легче всего что-то запомнить? Какие методы и техники Вы использовали на своем рабочем месте чаще всего? Обсудите с преподавателем и другими участниками Вашей группы разные способы запоминания слов.
  6. Не стесняйтесь лишний раз поговорить с преподавателем или методистом о Ваших личных успехах или о трудностях, если они есть, о том, что Вас беспокоит. Помните, у нас всегда есть для Вас время!

Примечания:

Anita Brünner. Leitprinzipien und didaktische Handlungsansätze in der Erwachsenenbildung. Lernen im Alter. Magazin, Ausgabe 13, 2011 ISSN 1993-6818, ein Produkt von www.erwachsenenbildung.at, S. 09-4;

II  Е. И. Гусев, П. Р. Камчатнов. Пластичность нервной системы. Издательство Медиа Сфера, http://www.mediasphera.ru/journals/korsakov/detail/149/1965/ дата обращения к сайту 08.01.2015

III  Marion Grein, Johannes Gutenberg-Universität Mainz. Fremdsprachenlernen im Alter. MEHRSPRACHIG
statt EINSILBIG. Sprachen lernen bis ins hohe Alter, VÖV-Edition Sprachen 6, Hg. Elisabeth Feigl-Bogenreiter, ISBN 978-3-902022-34-9 S. 16

IV  Marion Grein, Johannes Gutenberg-Universität Mainz. Fremdsprachenlernen im Alter. MEHRSPRACHIG
statt EINSILBIG. Sprachen lernen bis ins hohe Alter, VÖV-Edition Sprachen 6, Hg. Elisabeth Feigl-Bogenreiter, ISBN 978-3-902022-34-9 S. 16

см.также http://blog.birkenbihl-sprachen.com/2012/08/sprachen-fit-bis-ins-hohe-alter/ дата обращения к сайту 8.01.2015

VI  ПЕРФЕКЦИОНИЗМ (англ. perfectionism; от perfect — совершенный, безупречный) — стремление к совершенству. Большая психологическая энциклопедия, с. 442. http://psychology.academic.ru/7351/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC