Иловайская Ю.В.
Очевидно, что основная сложность подготовки к поступлению в немецкую школу заключается в немецком языке как таковом: преподавание ведется на немецком и не рассчитано на учеников, изучающих немецкий как иностранный. В то же время немецкие школы предоставляют детям — иностранцам массу возможностей дополнительно учить и постоянно улучшать немецкий язык на курсах, в специальных классах, на дополнительных занятиях, и особых трудностей с освоением языка теоретически быть не должно. Тем не менее, недостаточное владение немецким языком часто является причиной всевозможных проблем с учебой и конфликтных ситуаций в школе. Об этом пишут учащиеся ненемецкого происхождения на форумах, это давно стало предметом обсуждения в прессе1.
Так как же подготовить ребенка к поступлению в немецкую школу и избежать ненужных проблем с дальнейшей учебой?
Начальная школа (1-4 класс)
Основные предметы в немецкой начальной школе — «Немецкий язык», «Математика» и «Знание об окружающем мире» — предмет, аналогичный нашему «природоведению» или «естествознанию».
Требования по предмету «Немецкий как родной», конечно же, отличаются от требований по предмету «Немецкий как иностранный». В чем разница? Вот только несколько серьезных отличий:
Во-первых, объем и содержание словарного запаса. В учебных материалах по «Немецкому как иностранному» лексика отбирается, исходя из потребностей детей, которые общаются со своими сверстниками на каникулах, в поездках, на курсах в Германии и т.п.. В соответствии с европейскими стандартами определяется тематическая направленность и выбираются наиболее часто используемые в подобных ситуациях слова. Ограниченный таким образом лексический минимум осваивается достаточно быстро и может успешно использоваться для общения с носителями языка.
В учебниках по «Немецкому как родному» встречается масса слов из самых разных областей повседневной жизни, основное ограничение для использования слов — возрастные особенности учащихся. Слова, не представляющие никаких проблем для немецких детей, превращают простое упражнение по чтению или диктант в сложный непонятный текст для детей, которые учат немецкий как иностранный. Такая же проблема возникает при чтении аутентичной детской литературы, где часто грамматическая сторона языка понятна, а большое количество незнакомых слов мешает пониманию текста.
Второе отличие — освоение теоретических основ языка. Ученик немецкой начальной школы должен оперировать целым рядом теоретических понятий и категорий, например: звук, буква, слог, гласные и согласные, части речи, падежи, члены предложения. Он должен уметь найти их в тексте, понимать, как и что образовано, объяснить правило и т.п. Умение анализировать — одна из составных частей Языковой компетенции, развитием которой занимаются в начальной немецкой школе.
В программах по «Немецкому как иностранному» акценты расставлены иначе. Основная задача — осваивать новую лексику, учить слова, использовать грамматические структуры в речи. Теоретическая часть носит лишь функциональный вспомогательный характер и специальных проверочных заданий практически не содержит. Кстати, и терминология отличается от используемой в школьных учебниках.
Третье отличие касается конечного результата. Что должен уметь ребенок по предмету «Немецкий язык» в конце обучения в начальной школе? Ограничимся только письмом. Если речь идет о «Немецком как родном» — написать грамотно диктант, включающий, в том числе, сложные для написания слова и разнообразные знаки препинания. Он должен уметь писать «сочинение», конечно еще не в полном объеме, но уже соблюдая четкую структуру письменных высказываний.
Что должен уметь обучающийся по программе Немецкий как иностранный, зафиксировано в требованиях к международным экзаменам: на начальном уровне А1 - А2 это написание личного письма, на уровне В1 — письмо большего объема и более развернутого содержания, В2 - С1 сочинение, а это, как правило, уровень учащихся спецшкол старших классов (уровень ЕГЭ).
Даже если мы остановимся только на этих 3-х отличиях, серьезность подготовки к поступлению в немецкую школу по предмету «Немецкий язык» очевидна. Она включает в себя, с одной стороны, интенсивное изучение немецкого языка как иностранного (без основополагающих навыков и хорошего лексического запаса не обойтись). И при этом «наращивание» словарного запаса должно идти в более быстром темпе, включать в себя лексику, свойственную немецким детям соответствующего возраста (основа — исключительно аутентичные материалы).
С другой стороны, мы включаем в подготовку виды и типы заданий, с которым ребенок будет иметь дело в немецкой школе, поскольку мы знаем, что ученик немецкой школы должен уметь в каждом конкретном классе (с 1 по 11). Аутентичные задания и тексты на первых порах адаптированы под достигнутый языковой уровень ребенка. Чем выше достигнутый языковой уровень, тем активнее мы можем включать аутентичные материалы немецких школ в занятие. Это важно для развития языковой компетенции, которую по немецким образовательным стандартам2 составляют четыре компонента: культура общения — говорить и выслушивать собеседника, «правильно» общаться, чтение — умение работать с текстами на разных носителях, письмо — написание диктантов и сочинений и умение анализировать языковые явления, словоупотребление, особенности письменной и устной речи.
Если Вы приступили к обучению Вашего ребенка заблаговременно, и к моменту поступления, например, в 3й класс начальной школы он хорошо говорит и занимается по немецким материалам, мы можем добавить и тестовые задания в формате тестирования немецких школ. Тесты покажут, насколько он справляется с обычной немецкой школьной программой по предмету «Немецкий язык» за 2й, 3й или 4й класс.
Что касается предметов «Математика» и «Знание об окружающем мире», то введение отдельных элементов этих предметов в программу подготовки поможет ребенку быстрее сориентироваться и почувствовать себя увереннее в немецкой школе. И здесь сложность касается, в основном, языкового уровня учащегося.
По предмету «Математика» ребенок должен знать числа, иметь представление об арифметических действиях, владеть рядом математических понятий. С языковой точки зрения он должен уметь называть и описывать математические действия, этапы вычисления, понимать задания на немецком языке. Элементы предмета «Математика» мы по желанию включаем в программу подготовки для поступающих в немецкую начальную школу. Конкретное содержание программы зависит от того, какой языковой уровень достигнут, в какой класс собирается поступать Ваш ребенок, и может ли он решать аналогичные задания на русском языке.
Для освоения предмета «Знание об окружающем мире» потребуется большой словарный запас. Немецкий ученик 4 класса начальной школы должен не только иметь представление, что такое Евросоюз, понимать, почему происходит смена времен года, но и уметь объяснить, как правильно переходить дорогу, что такое гроза и откуда берется гром. Содержательная сторона проверяется тестами и тестовыми вопросами в зависимости от класса начальной школы, а лексическая сторона выстраивается постепенно, параллельно с занятиями по немецкому языку. И, конечно, осваивать эти темы на немецком языке будет значительно легче, если ребенок уже может отвечать на аналогичные вопросы по данным темам на русском языке.
Не стоит забывать и о дополнительном материале. Книги для немецких детей соответствующего возраста, песенки, мультфильмы на немецком языке, специальные задания на концентрацию внимания, разработанные в помощь учащимся немецких школ — все это поможет хорошо подготовиться и облегчит первые шаги в начальной немецкой школе.
Гимназия (10 — 17)
Насколько немецкий ученик готов учиться в гимназии показывают экзамены по предметам «Немецкий язык» и «Математика».
По предмету «Немецкий язык» надо написать диктант (120 слов), сочинение (рассказ, историю по картинкам), проделать задания на проверку теоретических основ языка (определить часть речи, члены предложения и т.п.) и выполнить задания к тексту для чтения.
На устной части экзамена по «Немецкому языку» ученики читают текст и обсуждают его в группе: надо ответить на вопросы к тексту, описать главные действующие лица, выполнить часть заданий на доске. Проверяется, насколько хорошо был прочитан текст, может ли ученик грамотно и точно передать содержание прочитанного, насколько хорошо он может формулировать свои мысли и свое мнение. И заметьте, речь идет о поступающих в 5й класс немецких детях, для которых немецкий язык — родной.
Что можно сделать для подготовки к поступлению и успешной дальнейшей учебы? Идеальный вариант — включение заданий из немецкой школьной программы в наши занятия по немецкому языку. Мы можем поработать над всеми частями письменного и устного экзамена, если языковой уровень Вашего ребенка это позволяет. А значит, надо учить немецкий. Начать заблаговременно и заниматься достаточно интенсивно. Как и в случае с поступлением в начальную школу, основные проблемы связаны с уровнем владения языком.
К сожалению, очень частый случай — срочная подготовка к выезду. При этом изучение немецкого начинается с «0». В такой ситуации, в зависимости от времени и интенсивности, мы можем научить элементарному общению, чтобы ребенок смог хоть как-то начать общаться со сверстниками и учителями в школе. Дальнейшие занятия языком будут проходить уже в Германии, в рамках дополнительных занятий или на курсах.
Таблица 1. Что должен уметь и знать поступающий в немецкую гимназию или реальную школу? Краткий обзор по предмету «Немецкий язык»
Теория языка: анализировать текст и предложения |
Части речи, падежи, времена глагола, степени сравнения прилагательных, артикли, местоимения, числительные, словообразование: приставки и суффиксы, сложные слова, семантика слова: лексико-семантическое поле, собирательные существительные, синонимы, антонимы, омонимы; виды предложений, члены предложения, идиоматические выражения |
Орфография: написать диктант |
Написание слов с маленькой и большой буквы, основа слова, словообразование, двойные согласные, умлауты, долгие и краткие гласные на письме |
Сочинение |
Составить план сочинения: введение, основная часть, заключение; придумать заголовок к тексту, уметь описать предмет, свои чувства и мысли; писать связно, избегая повторений. Уметь писать разные виды текстов: история по картинкам, история на основе заданных слов, рассказ о событии, продолжение истории, изложение |
Чтение |
Найти подходящий заголовок, решить задание «правильно/неправильно», уметь выстроить в логической последовательности предложения, абзацы, объяснить значение отдельных выражений. |
Итак, подготовка ребенка в немецкую школу, будь то начальная школа, гимназия, или любой другой вид школы — дело непростое, требующее усилий, времени и внимания родителей. Однако дети осваивают язык быстрее и легче взрослых, подготовка и интеграция в немецкую школьную систему проходит, как правило, успешно.
Результат наших общих усилий — не только знания, навыки, умения, это еще позитивный настрой и уверенность в собственных силах. А это и есть ключ к успеху...
1 Например, AUSLÄNDER IN DEUTSCHLAND Sprache — Grenze der Integration? http://www.news.de/politik/855268071/integrationsgipfel-aktionsplan-soll-integration-von-auslaendern-verbessern/1/ 31.07.12, http://www.kindersache.de/bereiche/deine-rechte/fragen-rechte-konkret/artikel/probleme-im-fach-deutsch-als-ausl%C3%A4nder
2 В качестве примера — образовательный стандарт федеральной земли Заарланд дл учеников начальной школы по предмету «Немецкий язык»: http://www.saarland.de/dokumente/thema_bildung/KLP_De_GS_Druckversion.pdf 31.07.12