ИЛОВАЙСКАЯ Ю. В.
Сразу уточню, в данной статье речь идет не об интенсивном обучении, основанном на суггестивных методах; речь не идет ни о методике Китайгородской, ни о методе Шехтера — это отдельная тема. Мы говорим об интенсивном курсе и подразумеваем под этим прохождение учебной программы какого-либо уровня в сжатые сроки за минимальное количество академических часов.
Интенсивный курс: как ускорить процесс обучения?
Сократить количество времени на прохождение уровня можно несколькими способами:
1. увеличить количество академических часов в неделю.
Если при стандартном курсе группа занимается 6 АЧ (академических часов) в неделю, т. е. 24 АЧ в месяц, то в группах интенсивного обучения — от 9 до 12 АЧ в неделю, то есть от 36 до 48 АЧ в месяц. При этом количество академических часов и учебная программа не отличаются от обычного стандартного курса, просто за счет увеличения количества часов в неделю материал проходится быстрее.
Осторожнее с понятием «уровень»! Во многих языковых школах под этим понимается либо некий собственный уровень, не имеющий отношения к европейским стандартам, либо только подуровень, например, А1.1, который называют еще иногда «ступенью», либо речь идет о неком «курсе» — без всяких уровней. Под уровнем мы понимаем уровень в европейских стандартах, например, А1, А2 и т. д.
2. сократить академические часы, планируемые на прохождение одного уровня.
Так, вместо стандартных 120-150 АЧ Вам предлагают «пройти уровень» за 60-88 АЧ (на некоторых курсах даже за 48 АЧ) и «выучить» немецкий язык до В1 за 208-220, а то и за 144 АЧ вместо рекомендованных 360.
3. смешанная форма, при которой одновременно используются два вышеупомянутых варианта.
Количество закладываемых на прохождение уровня часов сокращают и одновременно увеличивают количество академических часов в неделю.
Факторы, определяющие эффективность интенсивного обучения
Интенсивный курс может быть эффективным, но при определенных условиях. Его эффективность зависит от:
- конкретной цели обучения и правильно составленной учебной программы;
- уровня, на котором проводится интенсивный курс, и объема учебного материала;
- методики преподавания — отличной от обычного стандартного курса.
Остановимся подробнее на основных понятиях и рассмотрим каждый фактор отдельно.
1. Уровень — количество академических часов — объем учебного материала
Общераспространенная практика — проводить интенсивные курсы на всех уровнях, от А1 до С1, за примерно одинаковое количество академических часов, хотя объем того, что необходимо освоить и грамотно использовать ученику на уровне В2, в разы больше того, что необходимо ученику уровня А1. Наглядное представление об объеме учебного материала можно получить, проанализировав, сколько слов и какие грамматические структуры требуются обучаемому на разных уровнях.
Сколько слов нужно знать?
Уровень | Кол-во слов |
---|---|
А1 | 500 — 600 |
А2 | 1200 — 1800 |
В1 | 2000 — 3500 |
В2 | 3000 — 4000 |
С1 | 4000 — 5000 |
С2 | 5000 — 6000 |
Единого мнения о том, сколько слов должно быть выучено на каждом отдельном уровне, нет. В таблице выше представлены относительные величины. Но даже эти относительные величины дают представление о том, как возрастает количество лексических единиц (активного и пассивного словарного запаса) от уровня к уровню. К уже выученным словам, которые надо регулярно повторять и закреплять, добавляются новые: сначала элементарные слова и фразы (А1 — А2), затем лексика повседневной тематики (В1), и, наконец, лексика сферы профессиональных интересов (В2 — С1). Количество слов к уровню В2 увеличивается по сравнению с А1 минимум в 6 раз.
Какую грамматику надо пройти?
Profile DeutschI и требования европейских стандартов определяют, какая грамматика и какие синтаксические конструкции должны быть пройдены на определенном уровне. Пройденное на одном уровне закрепляется и используется активно (и правильно!) на всех последующих уровнях. Так, если на А1 проходится спряжение глаголов в настоящем времени, то предполагается, что обучаемый может грамотно использовать настоящее время на А2 и тем более на В1 и В2. Что это значит на практике? — Постоянное повторение и закрепление уже выученной грамматики, к которой постоянно добавляется новый материал, требующий, в свою очередь, повторения и закрепления. В качестве примера в таблице ниже приведена приблизительная схема прохождения времен глагола, залога и наклонения, подчинительных и сочинительных союзов на уровнях от А1 до В2.
A1 | A2 | B1 | B2 | |
---|---|---|---|---|
Времена глаголов, наклонение, залог |
Präsens, Perfekt основных глаголов | Perfekt, Präteritum модальных глаголов и глаголов haben, sein | Präteritum, Plusquamperfekt, Futur 1, Passiv (Präsens, Präteritum, Perfekt), Konjunktiv 2 (основных глаголов) | Futur 2 Konjunktiv 2, Konjunktiv 1 |
Сочинительные, подчинительные союзы, союзные наречия | und, oder, aber dann ... |
Denn; dass, wenn, weil, ob, вопросительные слова (was, wann, warum...) deshalb |
Entweder... oder, nicht nur... sondern auch, sowohl ...als auch, weder ... noch; .... als, seit, bis, bevor, nachdem, obwohl, statt ...zu, um ... zu, ohne.. zu, damit, so ....dass, je... desto, als ob, Relativsatz (der, die, das plus Präpositionen, wo, was); darum, sonst, trotzdem deswegen, daher... |
zwar ..., aber... jedoch; während, solange, sobald, sofern, Relativsatz (deren), dessen), indem, wie (Modalsatz), anstatt dass, ohne... dass; ... dennoch, folglich, dagegen... |
Сколько требуется часов на прохождение одного уровня?
Количество слов и объем пройденной грамматики ещё не являются показателем владения языком. Европейские стандарты прописывают, что Вы должны уметь на каждом конкретном уровне, а международные уровневые экзамены проверяют, насколько Вы владеете навыками письма, говорения, аудирования и чтения в соответствии с этими требованиями (о требованиях Европейских стандартов можно прочитать здесь). Поэтому на уроке Вы занимаетесь не только грамматикой и лексикой, но и развитием необходимых навыков и умений, и на это также требуется время.
Так сколько же академических часов нужно на прохождение одного уровня? Таблица ниже, основанная на рекомендациях института им. Гёте по сдаче экзаменов, показывает приблизительное количество часов занятий немецким языком, после которых можно сдавать экзамен на соответствующий сертификат.
Кол-во АЧ | Уровень |
---|---|
80-200 | А1 |
200-350 | А2 |
350-650 | В1 |
600-800 | В2 |
800-1000 | С1 |
От 1000 | С2 |
Обратите внимание, что на прохождение уровней А1 и А2 требуется меньше часов, чем для В1, В2, С1 и С2. Экзамен TestDaF (В2 — С1) рекомендуется сдавать, посетив 700-1000 АЧ занятийII. Некоторые немецкие ВУЗы при организации обучения студентов-иностранцев немецкому как иностранному увеличивают количество академических часов на С1 до 1200 и на С2 до 1400III. Объемный лексико-грамматический материал и возрастающие требования к навыкам письма, говорения, аудирования и чтения на «продвинутых» этапах требуют основательной и более длительной работы. Это находит отражение, в том числе, в форматах международных экзаменов. Так, тексты и задания для чтения и аудирования на В2 достаточно объемны, на часть «Чтение» отводится, в зависимости от экзамена, 80-90 минут, на аудирование (2 задания) 30 минут. В части «Письмо» кандидат должен уметь написать связный текст длиной около 150 слов, два задания за 80-90 минут. Устная часть длится от 10 до 20 минут. Таким образом, экзамен длится от 3,5 до 4 часов. Для сравнения, весь экзамен уровня А1/А2 (4 части) длится от 65 до 90 минут.
Интенсивный курс: тот же объем учебного материала за меньшее количество часов?
Итак, если речь идет об интенсивном курсе, то на него планируется меньшее количество часов, чем рекомендовано для стандартного прохождения уровня, или рекомендованное количество часов проходится за меньшее время за счет увеличения нагрузки в неделю. И в том, и в другом случае важно, как отобран учебный материал и составлена учебная программа.
2. Цель обучения и правильно составленная программа
Эффективность интенсивного обучения зависит от того, насколько четко определена цель обучения и насколько правильно составлена программа. Исключительно важно понимать, что относится к активному словарному запасу, что к пассивному, что из грамматики обучаемый должен использовать активно, а что только узнавать в тексте, что он должен уметь обязательно при продуктивных видах деятельности (говорение, письмо) и что при рецептивных (чтение, аудирование), какие навыки должны быть обязательно сформированы именно на данном этапе обучения и именно под данную конкретную цель.
«Выучить язык» — значит уметь его использовать: говорить, писать, понимать. Одним из критериев, насколько хорошо Вы его выучили, является сдача международных уровневых экзаменов, официально признанных во всем мире. Это экзамены Института им. Гёте, экзамены telc, Австрийский языковой диплом ÖSD.
Успешное обучение, в том числе и интенсивное, подразумевает, что после прохождения программы Вы без особых проблем сможете сдать уровневый экзамен. Поэтому при любом сокращении академических часов очень важна правильно составленная программа обучения, учитывающая требования и особенности уровня.
Учебный материал и количество академических часов
На уровне А1-А2 ограниченный объем учебного материала позволяет пройти его за 80-100 часов, и конкретные цели, например, сдать международный экзамен уровня А1/ А2 для выезда в Германию/Австрию, хорошо соотносятся с требованиями этих уровней. Подготовку к экзаменам А1 и А2 мы, как правило, интегрируем в курс, и сдача экзаменов не представляет особых проблем.
Прохождение уровней В1, В2 и С1 за 80-100 АЧ проблематично, если речь идет именно об освоении полной учебной программы и сдаче в конце курса соответствующего экзамена.
«Общий курс немецкого языка» рассчитан минимум на 120 АЧ для уровня В1, минимум по 144 АЧ на В2 и 150-156 АЧ на С1, что с учетом постоянно возрастающего количества лексических единиц и усложнения активно используемых грамматических конструкций в любом случае предполагает интенсивную работу на уроке и обязательное выполнение домашних заданий.
За меньшее количество часов может быть успешно пройден курс В2-С1, который ориентирован на отдельные аспекты языка или на отдельную конкретную задачу, например, разговорный спецкурс, спецкурс по грамматике, подготовка к экзамену.
Для тех, кто хотел бы выучить немецкий язык быстрее и специально выделил для этого время (в летний период, например), ускоренное обучение проводится за счет увеличения количества академических часов в неделю, правильного распределения работы в классе и дома, тщательного отбора лексического и грамматического материала.
При планировании количества академических часов важную роль играет и форма обучения. Если Вы учитесь индивидуально, темп работы может быть быстрее, и на прохождение учебной программы может уйти меньше времени, чем при работе в группе.
3. Методика обучения.
Интенсивные курсы — это еще иная методика обучения; очень важно, как именно проводятся занятия. Поскольку слушатель должен пройти и запомнить за определенный отрезок времени больше, чем при стандартном курсе, усвоение нового материала должно происходить на занятии максимально эффективно. Классический метод «открыли учебник — делаем упражнения» не работает. Задача преподавателя — так провести занятие, используя все доступные ему средства, чтобы дома осталось только повторить и закрепить пройденное. На уровне А1-А2 арсенал используемых методик для быстрого усвоения учебной программы достаточно широк: от имитаций и аналогий до использования готовых «чанков»IV. Но то, что эффективно на начальном уровне, далеко не всегда эффективно на продвинутом. На уровнях В1, В2 и тем более С1 используются другие методы работы: ведь требования к владению языком, к правильности и выразительности письменной и устной речи возрастают, на формирование необходимых навыков и умений уходит больше времени.
Какой же курс выбрать: интенсивный или стандартный?
Итак, выбрать интенсивный или стандартный курс обучения? Это зависит от Вашей конкретной ситуации. К рассмотренным выше объективным факторам добавляются субъективные: насколько легко дается Вам язык, как быстро Вы запоминаете и как долго храните в памяти выученное, насколько хорошо можете справиться с большим количеством нового материала?
Если Вам необходимо быстрее выучить немецкий язык (так складываются обстоятельства), или если немецкий не первый иностранный язык, который Вы учите, и есть привычка работать с большим объемом информации, или если Вы хотите работать больше в классе с преподавателем, то выбирайте интенсивное обучение. На уровне А1-А2 это эффективный способ учить язык.
Если Вы предпочитаете размеренный темп прохождения материала и не торопитесь с изучением языка, или для присутствия на занятиях Вы можете выкроить только 2 вечера, выбирайте стандартный курсV.
В случае если Вы планируете учебу, стажировку или поступление в аспирантуру в Германии или Австрии, не ждите до последнего. Планируйте достаточно времени и на прохождение уровня, и на подготовку к экзаменам.
Примечания:
I Profile deutsch: Lernzielbestimmungen, Kannbeschreibungen und kommunikative Mittel für die Niveaustufen A1, A2, B1, B2, C1 und C2 des «Gemeinsamen europäischen Referenzrahmens für Sprachen», Buch mit CD-ROM, Manuela Glaboniat / Martin Müller / Paul Rusch / Helen Schmitz / Lukas Wertenschlag, Klett- Langenscheidt Verlag
II http://www.testdaf.de/fuer-teilnehmende/faq/
III Institut für deutsche Sprache und Kultur e. V. in der Lutherstadt Wittenberg, Martin-Luther-Universität, Halle-Wittenberg
IV От английского chunk — «кусок», «часть». Подробнее об этом можно почитать, например, здесь: http://www.coaching-kiste.de/index.html?chunking.htm
V Благодарю наших слушателей интенсивной группы А1"9″ (вт. — чт. — пт.) 2014-2015 уч. года за участие в опросе по поводу интенсивного обучения.